Фильмы дадаистов Альманах Предрассветное приведение / Vormittagsspuk (1928) Ганс Рихтер / Hans Richter Диагональная симфония / Symphonie Diagonale (1924) Викинг Эггелинг / Viking Eggeling Киностудия / Filmstudie (1925) Ганс Рихтер / Hans Richter Механический баллет / Ballet mecanique (1924) Фернан Леже, Дадли Мерфи / Fernand Leger, Dudley Murphy Ритм 21 / Rhythmus 21 (1921) Ганс Рихтер / Hans Richter Возвращение к разуму / Le Retour A La Raison (1923) Ман Рей / Man Ray Оставьте меня в покое / Emak Bakia (1926) Ман Рей / Man Ray Антракт / Entr'Acte (1924) Рене Клэр, René Clair / Франсис Пикабиа, Francis Picabia Перед вами сборник фильмов дадаистов, изданный в рамках выставки дадаизма в Центре Помпиду в Париже. Это собрание классических работ, включающее абстрактный "Rhythmus 21" (1921) Ганса Рихтера и легендарную "Symphonie Diagonale" Викинга Эггелинга. Рихтер также представлен его более поздним "Film Studie", и "Ghosts Before Breakfast". В сборник включены два фильма Мэн Рея "Le Retour a la Raison" и "Emak Bakia"; "Ballet Mechanique" Фернан Леже (созданный специально для сопровождения печально известного произведения Джорджа Антэйла) и фильм "Entracte", созданный Рене Клером и Фрэнсисом Пикабиа для дада-балета "Relache" - с музыкой Эрика Сати. Исполнители - Эрик Сати, Фрэнсис Пикабиа, Мэн Рей, Дариус Милход, Марсель Дюшан, Кики, Пол Хиндемит и Ханс Рихтер. Дадаизм (дада) - интеллектуальное течение в искусстве, возникшее одновременно в США и Швейцарии и распространившееся в Европе в 1915-1923 годах. Обычно считается, что это название происходит от французского dada, что означает конёк, деревянная лошадка, бессвязный детский лепет. Дадаизм сложился в Швейцарии, в кругах анархиствующей интеллигенции (А. Бретон, Т. Тцара, Р. Гюльзенбек, М. Янко, М. Дюшан, Ф. Пикабия, М. Эрнст, Ж. Арп). Практически все движения того времени стремились не только к разрушению традиционной эстетики, но и к созданию новой. Дадаизм же категорически отрицал все, кроме произведений, "данных законами случайности" (Арп), порожденных спонтанностью творчества. Дадаисты устраивали настоящий "апокалипсис" общепризнанных моральных и этических ценностей и сумели найти новую красоту, настоящую поэтичность, порожденную случайным и бессознательным. Дадаизм помещает в центр внимания именно изолированный, вырванный из всех причинных связей и функций и поэтому случайный, единичный предмет. X. Рихтер, один из основателей дадаизма, пишет, что открытие случая можно рассматривать прямо-таки как "потрясающее" "центральное переживание Дада", "которое определило отличие Дада от всех предшествующих художественных течений". "Случай стал нашим опознавательным знаком" В 20-х гг. дадаизм во Франции слился с сюрреализмом, в Германии — с экспрессионизмом. Rhythmus 21/Ритм 21 - Ганс Рихтер/Hans Richter (1921 - 24) 3.30 мин. Киноавангард появился в Германии раньше, чем в других странах — сразу же после войны. В 1919 году Викинг Эггелинг создал свои первые экспериментальные фильмы. Эггелинг — шведский художник, прожив несколько лет в Париже, переехал в Берлин и стал работать над исследованием законов пластической композиции. Рисуя различные геометрические фигуры и линии, он пытался найти принципы изобразительного ритма. Независимо от него сходные опыты проделывал Ганс Рихтер. Оба они посвятили много времени изучению китайских иероглифов: иероглифы подчинены пластической композиции и одновременно имеют смысловое значение. Следуя китайскому способу письма, Рихтер взял за основу принцип вертикального построения пластической композиции. Отсюда уже был только один шаг в кино. Меняющиеся линии и фигуры, нарисованные в вертикальном порядке на листах бумаги, напоминали кинокомпозиции. Авангардисты пришли в кинолаборатории и начали снимать на пленку абстрактные рисованные фильмы. Эггелинг создал ленты: «Диагональную симфонию» (1921) длиной семьдесят метров, «Горизонтальную симфонию» (1924) и «Параллельную симфонию» (1924). Рихтер занимался проблемой ритма. Он рисовал серии увеличивающихся и уменьшающихся квадратов, меняя одновременно их цвет — от белого до черного. Эти короткие ленты он назвал «Ритм 1921», «Ритм 1923» и «Ритм 1925»—по годам работы над ними. После 1925 года абстракционизм в немецком кино перестал существовать. Эггелинг умер, а Ганс Рихтер возможно, под влиянием французских дадаистских фильмов начал снимать фильмы обычным методом, а не рисовать их на пленке как прежде. Symphonie Diagonale/Диагональная симфония - Викинг Эггелинг/ Viking Eggeling, Ганс Рихтер/Hans Richter (1921 - 24) 7 мин Наклонённая геометрическая фигура в центре экрана растёт и трансформируется, приобретает различные формы. Этим фильмом Eggeling нашёл новый путь художественного выражения. Кино позволило Eggeling оживить его картины. Они превратились в мобильные полотна. Включение нового измерения в художественные работы стало стимулирующим для таких художников, как Hans Richter, Oskar Fishinger, Walter Ruttmann, Norman McLaren. Eggeling первый стал использовать геометрическую мультипликацию для создания музыки. Изначально немой, тем не менее, фильм заставляет нас чувствовать ритм и музыкальные образы. Заложенное Eggeling изображение музыки и ритма используется современными клипмейкерами. Le Retour A La Raison/Возвращение к разуму - Ман Рэй/Man Ray (1923) 2 мин. Замысел фильма возник, когда "Сумасшедший румын" Tristan Tzara дал Man Ray программу съезда дадаистов, который он задумывал. Man Ray решил поместить какие-либо объекты в центр комнаты, поочередно освещая и затемняя их, и снимать тени на стене. Белые пятнышки и вспышки двигаются по спирали на чёрном фоне. Внезапно сквозь все эти мельтешащие пятна и вспышки проявляется обнажённый женский торс. Круги и спирали, двигующиеся по обнажённому бюсту, создают завораживающий образ сюрреалистической красоты, подобно тому, как лучи света иногда создают на стенах комнат причудливые образы тени и света. Забавная история приключилась на премьере этого фильма: один из зрителей поднялся и стал громко жаловаться, что фильм вызывает у него сильную головную боль. На что другой зритель приказал ему замолчать, и между ними началась потасовка, для прекращения которой потребовалось вмешательство полиции. Таким образом сообщение о премьере попало в утренние газеты. Entracte/Антракт - Рене Клер/René Clair , Франсис Пикабиа/Francis Picabia (1924) 20 мин. Фильм был снят Клером по случаю приезда в Париж шведской балетной труппы Рольфа де Мааре, представившей в театре на Елисейских полях балет «Представление отменяется». Сценарий был написан Франсисом Пикабиа, музыка - композитором Эриком Сати. Для знакомства парижской публики с авторами балета был снят короткий пролог, а в перерыве между двумя актами показывался фильм Клера. В кадре появляются многие активные участники авангардистского движения: Франсис Пикабиа, Мэн Рэй, знаменитый художник Марсель Дюшан, а также композиторы Жорж Орик и Эрик Сати. «Антракт» вполне выдержан в духе дадаистского абсурда – никакого сюжета, поверженная наземь литературность, изящное, но бессмысленное движение предметов и персонажей. Картину восторженно приняли, и Рене Клер стал культовой фигурой, певцом абсурда и нонконформизма. Le Ballet Mecanique/Механический балет - Фернан Леже/Fernand Léger , Дадли Мерфи/Dudley Murphy (1924) 14 мин. Чтобы оценить этот фильм, нужно мысленно перенестись в 20-е годы прошлого века, когда машины заменяли людей на производстве - то есть работу у людей отнимали их же собственные создания. Это страшно и красиво одновременно. Появление этого фильма означало рождение европейского киноавангарда 1920-30-х гг. Фернан Леже к тому времени уже обладал славой лидера кубистической живописи и, соответственно, слыл матерым ниспровергателем основ. Именно его слава, с соответствующей хорошей раскупаемостью полотен, позволила Леже раскошелиться на достаточное количество пленки, достойную киноаппаратуру - и вот киноавангард получил своего 16-минутного первенца, позволявшего говорить о том, что смутьяны пришли всерьез и надолго. Хотя Леже имел уже некоторый опыт работы с движущимися изображениями - он незадолго до того изготавливал мультфильм “Шарло-кубист”, навеянный образами маленьких нахалов Чарли Чаплина - но для работы над “Балетом”в качестве операторов все же пригласил американцев Дадли Мерфи и Ман Рея. (Готовый материал мультфильма, кстати, был вставлен в качестве первых кадров в это единственное кинодетище Леже.) Принципы авангардной живописи Леже, ни минуты не сомневаясь, перенес и в кинематограф, заявив: “Ошибкой в живописи является сюжет. Ошибка кино - сценарий. Освобожденное от этого груза, кино может стать гигантским микроскопом вещей, никогда не виданных, никогда не ощущаемых.” В отличие, положим, от сюрреализма, с его сверхидеей, дающей простор для толкований и анализа, “примитивные” формы авангарда - во главе с кубизмом - не давали повода для праздной болтовни, упирая вот именно на внутренние “ощущения” зрителя, слушателя и читателя. Своим творчеством они добивались “пробуждения” естественных реакций и инстинктов, “усыпленных” гипнозом цивилизации. Filmstudie/Киностудия - Ганс Рихтер/Hans Richter (1926) 3.30 мин. Emak Bakia/Оставьте меня в покое - Ман Рэй/Man Ray (1926) 17 мин. Это красивый немой короткометражный фильм о навязчивой идее, вуайеризме и любви, стилистически находящийся где-то между Дадаизмом, Сюрреализмом и собственным стилем Man Ray. Длинный ряд несвязанных между собой вращающихся изображений и образов, часто искажённых: огни, цветы и (ещё не раз используемые в фильмах Man Ray) гвозди. Наиболее запоминающийся образ из этого фильма - это Kiki of Montparnasse с нарисованными на закрытых веках ложными глазами (позднее этот приём использовал Жан Кокто в фильме "Кровь поэта"). О том, что глаза нарисованы, становится ясно, когда Kiki открывает и потом снова закрывает их. Если одним словом описать впечатление от этого аморфно небольшого фильма, текущего по экрану, будто поток сознания - лирический. "Мистерии Замка Костей" Man Ray. "De" - во фр. языке означает игру в кости. А игра в кости - это символ Дадаизма. Что же получится, если вы дадите дадаисту камеру? Компиляция изменчивых образов, поэтических аллегорий, абсурдных изображений людей без лиц (скрытых чулками или масками и напоминающих манекенов), необъяснимых действий, повторяющихся эпизодов игры в кости, замок на вершине скалы, ниже по склону шикарная вилла. Фильм несёт отпечаток неумелой фотографии, будто школьник в первый раз взял в руки камеру. Он утомителен, а затемнённая съёмка сводит на нет его поэтическое содержание. Однако, это, наверное, один из первых дадаистстких фильмов, поэтому он занимает своё место в киноавангарде. Vormittagsspuk (Ghosts before breakfast)/Предрассветное приведение(Призраки перед завтраком) - Ганс Рихтер/Hans Richter (1927) 6 мин. Забавная комедия дадаизма. Hans Richter и его команда, должно быть, хорошо провели время, делая этот фильм. Он соединяет в себе равные части фарса и дадаизма. Танцующие и безумно-летящие шляпы, подгоняемые водой из брандспойта, просто великолепны! Создаётся удивительный визуальный пластичный ритм. Фильм напоминает короткометражки Чаплина. Он оказал большое влияние на современных клипмейкеров. Нацисты уничтожили этот фильм, потому что посчитали его подрывным. К счастью, копия сохранилась во Французской Синематеке. f64.space

Теги других блогов: кино искусство дадаизм